Содержание

РУНИЧЕСКОЕ ПИСЬМО • Большая российская энциклопедия

Авторы: Е. А. Мельникова, О. А. Смирницкая

РУНИ́ЧЕСКОЕ ПИСЬМО́, ал­фа­вит, при­ме­няв­ший­ся у гер­ман­цев с 1–2 вв. до позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья. Во­прос о его не­по­средств. ис­точ­ни­ках ос­та­ёт­ся спор­ным. Не­со­мнен­на, од­на­ко, связь Р. п. с юж.-ев­роп. пись­мен­но­стью Сре­ди­зем­но­мо­рья (греч., лат. или ита­лий­ской). По­сте­пен­но вы­хо­ди­ло из упот­реб­ле­ния с рас­про­стра­не­ни­ем ла­тин­ско­го пись­ма. Гра­фи­ка рун (без ок­руг­ло­стей и го­ри­зон­таль­ных ли­ний) ука­зы­ва­ет на де­ре­во как из­на­чаль­ный ма­те­ри­ал для пись­ма (де­рев. плаш­ки со зна­ка­ми упо­мя­ну­ты уже в «Гер­ма­нии» Та­ци­та), но все из­вест­ные стар­шие ру­нич. над­пи­си вы­пол­не­ны на ме­тал­лич. и ко­стя­ных пред­ме­тах (ору­жие, ук­ра­ше­ния) и па­мят­ных кам­нях. Древ­ней­шие ру­нич. над­пи­си – на фи­бу­ле из Мель­дор­фа (Шлез­виг, пред­по­ло­жи­тель­но 1-я пол. 1 в.), на ко­стя­ном греб­не (о. Фюн, 2-я пол. 2 в.) и на на­ко­неч­ни­ке ко­пья из Эв­ре-Ста­бю (Нор­ве­гия, ок. 200).

Рунический алфавит.

Со­став ал­фа­ви­та и на­чер­та­ния рун с те­че­ни­ем вре­ме­ни ме­ня­лись. Раз­ли­ча­ют стар­шие, или об­ще­гер­ман­ские, ру­ны (до 9 в., 24 зна­ка) и раз­вив­шие­ся из них млад­шие, или скан­ди­нав­ские, ру­ны. Из­вест­но ок. 350 стар­ше­ру­ни­че­ских над­пи­сей [пре­им. в Шлез­ви­ге, Ют­лан­дии и на Скан­ди­нав­ском п-ове, но так­же в др. рай­онах Ев­ро­пы: рог из Гал­ле­ху­са в Ют­лан­дии (см. илл. к ст. Гер­ман­цы), фи­бу­ла из Шар­не (Фран­ция), ос­тав­лен­ные, вероятно, го­та­ми коль­цо из Пе­тро­асы и ко­пьё из Ко­ве­ля (Поль­ша) и др.] и св. 4 тыс. млад­ше­ру­ни­че­ских над­писей. С 6 в. (есть так­же на­ход­ка в Анг­лии, датируемая 2-й пол. 5 в.) модифицированные виды Р. п. распространяются в Англии и Фри­зии (на тер­ри­то­рии совр. Ни­дер­лан­дов и Сев. Гер­ма­нии). В Анг­лии осо­бый ва­ри­ант Р. п. (анг­ло­сак­сон­ские ру­ны – до 33 рун) вы­шел из упот­реб­ле­ния к 10 в.; сре­ди па­мят­ни­ков – Рут­вель­ский крест с фраг­мен­та­ми тек­ста ал­ли­те­ра­ци­он­ной поэ­мы «Ви­де­ние о Кре­сте», ла­рец Фрэнк­са (см. илл. к ст. Ве­ли­ко­бри­та­ния). В Скан­ди­на­вии на про­тя­же­нии 7–8 вв. со­вер­ша­ет­ся по­сте­пен­ный пе­ре­ход к млад­ше­му Р. п., чис­ло рун со­кра­ща­ет­ся до 16 зна­ков. Млад­ше­ру­ни­чес­кий ряд су­щест­ву­ет в двух осн. гра­фич. ва­ри­ан­тах: ко­рот­ко­вет­ви­стом (пре­им. в бы­то­вых ру­нич. над­пи­сях на де­рев. стерж­нях, ко­стях жи­вот­ных и т. д.) и пол­но­вет­ви­стом [в осн. на ме­мо­ри­аль­ных ка­мен­ных сте­лах, по­лу­чив­ших ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в 10–11 вв. преж­де все­го в Шве­ции (ок. 3,5 тыс. па­мят­ни­ков)]. Сре­ди позд­ней­ших (11–12 вв.) мо­ди­фи­ка­ций Р. п. в Скан­ди­на­вии – «пунк­ти­ро­ван­ные» (с точ­ка­ми) зна­ки для раз­ли­че­ния звон­ких и глу­хих со­глас­ных, а так­же имев­шие уз­ко­ло­каль­ное рас­про­стра­не­ние «бес­ство­лые» («хель­синг­ские») и «даль­ские» ру­ны; до­пол­нит. зна­ки, от­ра­жаю­щие фо­не­тич. си­сте­му сканд. язы­ков. Ве­ро­ят­но, уже с 9 в., но осо­бен­но ин­тен­сив­но в 12–15 вв. Р. п. ис­поль­зо­ва­лось в пов­се­днев­ной жиз­ни ср. -век. го­ро­дов Нор­ве­гии и Шве­ции (Трон­хейм, Бер­ген, Сиг­ту­на, Лё­дё­се и др.) на­ря­ду с ла­ти­ни­цей.

Стар­шие и млад­шие ру­ны раз­ли­ча­ют­ся как по функ­ци­ям, так и по язы­ку. Их язык, от­ли­чаю­щий­ся боль­шим еди­но­об­ра­зи­ем и ар­ха­ич­но­стью, не мо­жет быть ото­жде­ст­в­лён ни с од­ним кон­крет­ным др.-герм. язы­ком. Вы­ска­зы­ва­лось мне­ние, что он яв­ля­ет­ся осо­бым ти­пом об­ще­гер­ман­ско­го кой­не (Э. А. Ма­ка­ев). Стар­шие ру­ны, ви­ди­мо, при­ме­ня­лись в осн. в ма­гич. це­лях (ср. гот­ское rūna ‘тайна’, древ­не­верх­не­не­мец­кое rūnōn ‘шептать’). Осо­бую роль в над­пи­сях иг­ра­ют соб­ст­вен­ные име­на и са­краль­ная лек­си­ка, не все­гда под­даю­щая­ся ис­тол­ко­ва­нию. Встре­ча­ют­ся над­пи­си, со­стоя­щие из отд. рун или вос­про­из­во­дя­щие це­ли­ком ру­ни­че­ский ряд. Млад­ше­ру­ни­че­ские над­пи­си яв­ля­ют­ся па­мят­ни­ка­ми др.-сканд. язы­ков. Это гл. обр. ме­мо­ри­аль­ные над­пи­си на кам­нях (часть вклю­че­ны в ор­на­мент зве­ри­но­го сти­ля Ур­нес), со­стоя­щие из не­сколь­ких фраз, в ря­де слу­ча­ев вер­си­фи­ци­ро­ван­ных.

С 9 в. млад­ше­ру­нич. пись­мо про­ник­ло вме­сте со скан­ди­на­ва­ми на Русь. То­по­гра­фия и хро­но­ло­гия ру­нич. над­пи­сей здесь от­ра­жа­ют рас­про­стра­не­ние и дея­тель­ность ва­ря­гов. Древ­ней­шие над­пи­си – де­рев. стер­жень со стро­фой ал­ли­те­ра­ци­он­но­го сти­ха (Ста­рая Ла­до­га, нач. 9 в.) и 4 аму­ле­та с ма­гич. над­пи­ся­ми (два из Ста­рой Ла­до­ги, два с Го­ро­ди­ща под Нов­го­ро­дом, 10 в.) – ти­пич­ны для Вост. Скан­ди­на­вии. К 9–10 вв. от­но­сят­ся ру­нич. граф­фи­ти на дир­хе­мах из кла­дов Вост. Ев­ро­пы и о. Гот­ланд. В 11–12 вв. гео­гра­фия рас­про­стра­не­ния ру­нич. над­пи­сей рас­ши­ря­ет­ся (Нов­го­род, Суз­даль, Зве­ни­го­род Галицкий, го­ро­ди­ще Мас­ко­ви­чи на тер­ри­то­рии совр. Бе­ло­рус­сии и др.), од­на­ко мн. над­пи­си об­на­ру­жи­ва­ют сле­ды де­гра­да­ции и не под­да­ют­ся про­чте­нию.

Тер­мин «Р. п.» при­ме­ня­ет­ся по от­но­ше­нию и к др. «ру­но­по­доб­ным» пись­мен­но­стям (см. Древне­тюрк­ское ру­ни­че­ское пись­мо).

Речи рун. Предсказательные практики. Как читать и толковать Старшие Руны и видеть суть событий

Артикул: p5509681

Купили 322 раза

О товаре

Эта книга — полное руководство по Речам Рун — древнему искусству гадания на рунах от мастера Рун, эриля Олега Синько. Она станет надежным источником знаний о рунах, гадании и магии Севера для всех, кто только начинает свой путь в рунах, а для уже практикующих и опытных рунологов послужит незаменимым справочником.

В ней вы найдете:

• Подробные мантические значения Старших Рун для современной жизни.

• Принципы работы Рун: о чем они говорят и почему молчат.

• Советы по выбору «правильного» рунного набора и созданию его своими руками.

• Правила гадания на Рунах: ритуалы, вопросы, инструменты.

• Авторские рунные расклады и принципы чтения Рун.

«Руны — не магические значки на деревянных плашках, а древние и вечно активные Ключи к самым глубинам потенциала человека и Вселенной. Ключи, что не только раскрывают потенциал, но и создают связь — активно действующую связь — потенциала человека и возможностей мира. И ведут человека по его Пути». — Олег Синько

«Новая книга Олега Синько — это добротный труд в узнаваемой авторской манере. Неспешно и обстоятельно автор освещает тему за темой, от истории возникновения и обзора всех существующих на сегодняшний день рунических рядов — до тонкостей создания и зарядки собственного набора рун. Книга будет интересна как начинающим, так и продвинутым рунологам: даже опытному мастеру всегда есть чему поучиться у коллег». — Лариса Кузнецова-Фетисова, мастер рун

Аннотация

»Речи рун» — книга, посвященная Рунамал — древнему искусству гадания на рунах, которое потрясает и завораживает нас своей тайной и силой и по сей день, в век цифровых технологий.

Эта работа открывает цикл книг легендарного рунолога Олега Синько, эриля, мастера Рун, автора многочисленных книг и статей, создателя школы «Руны: зов в Путь», который посвящен всесторонней практике рун и включает в себя изучение рунической мантики, рунической магии и психологии человека через Руны.

В этой книге вы найдете подробнейшее описание мантических значений Старших Рун, которое включает как классические трактовки, так и авторские наработки, ставшие результатом многолетних исследований проявлений рун в реальной современной жизни.

Книга также содержит подборку рунных раскладов, которые позволяют пролить свет на те или иные жизненные вопросы, задачи и проблемы, правила и принципы гадания, чтения и толкования рун. Вы узнаете, как выбрать «правильный» рунный набор для гадания или даже самостоятельно создать его, как задать рунам верный вопрос и понять их ответ.

Эта книга станет надежным источником знаний о рунах, гадании и магии Севера для тех, кто только начинает свой путь в рунах, а для уже практикующих рунологов послужит полезным и незаменимым справочником.

Характеристики

Автор:
Олег Синько

Серия:
Сила рун

Раздел:
Гадание по рунам

Издательство:
Эксмо

Возрастное ограничение:
16+

Год издания:
2021

Количество страниц:
784

Переплет:
Твердый (7БЦ)

Бумага:
Офсетная

Формат:
146×207 мм

Вес:
0. 74 кг

Дарим до 50 бонусов за отзыв

Алена Самохина

Очень полезной оказалась данная книга) я еще не особо разбираюсь во всей этой тематике, но внимательно изучаю. Каждая руна в данном томе подробно разобрана что очень полезно для новичков! Автор очень говорит о сложном очень простым языком, такое чувство что раскладывает «по полчкам» без твоего участия))) однозначно рекомендую тем кто только встает на путь познаия рун, практикующим же думаю эта книга не принесет ничего нового.

Галина Бухарина

Отзыв о покупке
на book24.ru

Очень понравилась книга, превзошла мои ожидания. Подробно написано про каждую Руну. В этой книге не только значения рун, но и как работать с ним. Много ценных советов.

Роман Коблов

С книгами Мастера знаком давно это глубокое знание рун , реально работающие техники и практики. Рад выходу новой книги. Всем рекомендую!

Алла Зубкова

Очень рада выходу книги Олега Синько. Мы с ним познакомились в 2006 году на международной конференции по астрологии в Киеве. Я тогда купила его первые книги и до сих пор они у меня в ежедневном пользовании. Это действительно Мастер!

24 руны Старшего Футарка и их значения

6,3 К
акции

С самого детства я был очарован рунами. Кажется, я впервые наткнулся на них во «Властелине колец». Персонажи казались мистическими, потусторонними. Позже я узнал немного больше об их истории и значениях различных рун Старшего Футарка.

Ниже приведены различные значения каждой из 24 рун. Если вы хотите свой собственный набор, вот обсидиан.

Что такое руны?

Руны — алфавит, разработанный и используемый германскими народами. Самыми старыми известными рунами являются 24 руны Старшего Футарка, которые датируются 1 веком нашей эры. Их происхождение утеряно для истории, но некоторые считают, что они могли быть основаны на древнем итальянском стиле письма Old Italic. Но слово «руна» происходит от протогерманского слова runo или древнескандинавского run , означающего «тайный, магический знак, рунический символ».

В наши дни руны, кажется, в первую очередь ассоциируются со скандинавами и викингами, но они использовались по всей Скандинавии как способ передачи идей, сообщений, а также выполнения магии или гадания.

Письмо развивалось на протяжении столетий, но от Старшего Футарка до Средневекового Футарка в 13 веке стиль оставался практически неизменным. Большинство рунических букв состоят из вертикальной линии, к которой прикреплены другие линии или кривые.

Викинги использовали Младший Футарк, состоящий из 16 букв. Есть два варианта написания стиля Младшего Футарка: длинная ветвь и короткая ветвь. Стиль длинной ветки приписывается датскому языку, а короткая ветка связана со шведами и скандинавами. Викинги использовали и то, и другое.

Три этта Старшего Футарка

24 руны Старшего Футарка иногда объединяются в три группы, известные как ætt s. «Aett» на древнескандинавском означает «семья», «поколение» или «четверть небес». Согласно «Полному иллюстрированному справочнику по рунам» Найджела Пенника, каждый ætt назван в честь скандинавского бога или богини, которая ими управляет.

Этт Фрейра и Фрейи

Первые восемь рун Старшего Футарка управляются Фрейром и Фрейей (или Фрейей). Эти руны представляют то, что происходит в физическом мире. А именно, созидание, война, процветание, мужественность и любовь. Руны в 9 Фрейи0022 ætt — это Феху, Уруз, Турисаз, Ансуз, Риадхо, Кеназ, Гебо и Вунджо.

Хеймдалль и Этт Мордгуда

Второй набор из восьми рун управляется Мордгудом и Хеймдаллем (также известным как Хагалаз или Хагал). Эти руны представляют перемены, подземный мир и подсознание. Он переносит нас во времена, когда Один умер на дереве из-за рун и своего возрождения. Эти руны представляют собой начало и конец, хаос, разрушение или смену времен года. Руны в Хеймдалле ætt — это Хагалаз, Наутиз, Иса, Джера, Эйваз, Перто, Альгиз и Совело.

 

Тир и Этт Зизы

Третий набор из восьми рун управляется Тиром и Зизой. Эти руны связаны с духовностью, эмоциями и тем, как мы взаимодействуем с миром. Руны в ætt Тира — это Тиваз, Беркана, Эхваз, Манназ, Лагуз, Ингуз, Дагаз и Отала.

Значения и символы рун Старшего Футарка

1. Fehu ᚠ — Крупный рогатый скот

Fehu означает «скот», но представляет собой концепцию изобилия, богатства, безопасности и плодородия. Если у вас был крупный рогатый скот (или ваш скот процветал), это может быть признаком процветания.

Ключевые слова: изобилие, удача, богатство, безопасность, успех мужество, воля, жизненная сила, первобытная сила, проявление и выносливость.

Ключевые слова: сила, сила воли, выносливость, решительность, мужество

 

3. Турисаз ᚦ — Великан

Турисаз имеет несколько разных переводов. На древнескандинавском оно переводится как «гигант». Но на староанглийском оно переводится как «шип». В гадании это указывает на сильные перемены или, иногда, на опасность. Он представляет собой мощную разрушительную силу, которая сотрясает вещи, подобно молнии, которой Тор управляет с помощью Мьёльнира.

Ключевые слова: разрушение, изменение, разрушение, преодоление препятствий, дикость, похоть, ярость

 

4. Ансуз ᚨ — Бог

Ансуз означает «бог», но представляет собой дыхание Одина. Хотя в древнескандинавской рунической поэме оно буквально переводится как устье, место, где водоем встречается с океаном. Точно так же эта руна символизирует пробуждение, которое часто предшествует глубокой духовной работе и может помочь высвободить застрявшую энергию.

Ключевые слова: открыватель дверей, расширение сознания, устранение блокировок, очищение

 

5. Райдо ᚱ — Путешествие

Райдо означает «путешествие». Его также иногда переводят как верховая езда или повозка. В духовном плане он представляет собой движение вперед после темной ночи души или сильного духовного пробуждения. На практике это решение двигаться вперед в своем путешествии с конкретным действием. Хотя, это может также буквально означать путешествие.

Ключевые слова: движение, преодоление препятствий, движение вперед, перемещение

 

6. Кеназ ᚲ — Факел

Кеназ означает «факел». По сути, это означает осветить что-то или сделать первый шаг к проявлению чего-то в существование. Внутри себя это внутренний свет или чувство цели, которое движет вперед. Когда мы без него, мы чувствуем, что блуждаем во тьме.

Ключевые слова: проявление, воля, божественная искра, внутренний свет, руководство, внутренняя мудрость

 

7.

Гебо ᚷ — Подарок

Гебо означает «подарок» или «обмен». Он символизирует силу благодарности, порождающую большую щедрость, и энергию, возникающую при обмене подарками. Руна буквально представляет собой перекресток, состоящий из двух ветвей, пересекающихся друг с другом, и в этот момент происходит соединение, точно так же, как когда один дар передается другому. Это служит напоминанием о том, что нужно быть благодарным, но также и о том, что каждое взаимодействие включает в себя обмен энергией. При броске он может также символизировать потребность в энергетическом или духовном равновесии.

Ключевые слова: даяние, баланс, союз, обмен энергией или силой, перекресток, партнерство

 

8. Wunjo ᚹ — Радость

Wunjo означает «радость». Он символизирует тот момент интенсивного экстатического расширения, когда все приходит в соответствие и мир чувствует себя заряженным. Он также представляет моменты счастья, удовлетворения и процветания.

Ключевые слова: исполнение, экстаз, момент духовного просветления, состояние потока

 

9.

Хагалаз ᚺ — Град

Хагалаз означает «град», как и град. Некоторые считают его сильным, как гнев, в то время как другие считают, что он представляет собой испытание и может быть символом темной ночи души. В зависимости от того, где вы находитесь в своем духовном путешествии, это может указывать на то, что пришло время для работы с тенью. Или что это хорошее время, чтобы сделать паузу и рассмотреть вещи с другой точки зрения, прежде чем продолжить. Она представляет собой первую руну следующего ряда и спуск в преисподнюю.

Ключевые слова: препятствия, вызовы, задержки, временные задержки, испытания, темная ночь души, духовное нисхождение

 

10. Наутиз ᚾ — Нужда

Наутиз представляет «потребности» в смысле борьбы и нужды. Это символизирует время, когда вы игнорируете свои потребности или когда вы огорчены, потому что ваши потребности не удовлетворены. Только вы будете знать, какой именно. Это показатель того, какие потребности остаются неудовлетворенными и какая перебалансировка или внутренняя работа должны быть выполнены. Это также может символизировать вашу стойкость перед лицом эмоциональных потрясений и решимость идти вперед по пути.

Ключевые слова: тоска, нехватка, борьба, суматоха, настойчивость, решимость, стойкость

 

11. Иса ᛁ — Лед

Иса символизирует «лед» или замерзание. Это время, когда вы не можете двигаться вперед. Это может означать духовное или более буквальное значение, если речь идет о проекте, плане или отношениях. Это показатель того, что дела приостановлены и пора идти внутрь. Если вещи переполнялись негативным образом, это также может свидетельствовать о необходимости установления границ.

Ключевые слова: Пауза, ожидание, задержка, приостановка

 

12. Джера ᛃ — Урожай

Йера представляет «урожай». В отличие от Исы, он представляет собой время, когда вы можете наслаждаться плодами своего труда. Это напоминание о том, что у всего есть цикл или процесс.

Ключевые слова: цикл, изобилие, урожай, медленный рост, расширение, процесс

 

13.

Eihwaz ᛇ — Тис

центральное священное дерево скандинавской мифологии. Дерево олицетворяло смерть для различных культур, но также может означать смерть устаревших верований, а также исцеление и трансформацию, которые могут последовать за знаниями.

Ключевые слова: смерть, трансформация, понимание, переход, жизненный цикл

 

14. Пертро ᛈ — Кубок игральных костей

Пертро олицетворяет «удачу». Основная концепция здесь заключается в том, что как только вы узнаете свою текущую судьбу, вам решать, что с ней делать. Останетесь ли вы на пути, который приведет вас в этом направлении, или вы скорректируете курс, чтобы попытаться изменить результат? Что из того, что вы прочитали, открыло для вас, над чем вы, возможно, захотите поработать?

Ключевые слова: удача, судьба, шанс, тайна, оккультизм, неизвестность, потустороннее, судьба

 

15. Альгиз ᛉ — Лось

Альгиз символизирует «лося», но в смысле защиты. Это руна, которая напоминает вам стоять на своем или о том, что вам, возможно, придется это сделать. Это также может произойти, когда вам нужна дополнительная помощь от богов, когда вы сталкиваетесь с проблемой.

Ключевые слова: защита, защита, заземление, прочность

 

16. Sowelo ᛋ — Солнце

Sowelo представляет «солнце» и пробуждение, которое оно обеспечивает. Если вы боролись с темной ночью души, эта руна олицетворяет тепло и восстанавливающую, исцеляющую энергию, чтобы вы могли двигаться вперед к тому, что вам предназначено.

Ключевые слова: пробуждение, изобилие, исцеляющая энергия, победа, сила

 

17. Тейваз ᛏ — Тир

Тир представляет бога-воина Тюра. При произнесении руна символизирует решимость, правильные поступки, настойчивость перед лицом препятствий и беспристрастную дисциплину, неподвластную эмоциям, и самообладание. Это может означать, что вам нужно воссоединиться со своей силой или целью и стать собственным лидером.

Ключевые слова: решительность, справедливость, самообладание, дисциплина, честность, лидерство

 

18.

Беркана ᛒ — Береза ​​

Беркана символизирует березу и новые начинания. В отличие от некоторых других рун, Беркана олицетворяет мягкое возрождение или обновление. Это может указывать на то, что исцеляющий рост или изменение приближается или должно быть сделано. Он также представляет собой сознательное решение проявить что-то на физическом плане.

Ключевые слова: исцеление, проявление, возрождение, новые начинания, рост, обновление, забота

 

19. Ehwaz ᛖ — Лошадь

Ehwaz представляет собой «лошадь», которая позволяет передавать сообщения и общаться, путешествовать между мирами или состояниями и постоянно продвигаться вперед. Он также символизирует гармонию и доверие между двумя разными существами.

Ключевые слова: партнерство, связь, движение, гармония, доверие, верность, прогресс. Он представляет ваше социальное сообщество и то, как вы работаете в нем. Если вы были в изоляции, это может означать, что вам нужно больше. Он также представляет собой идеальное партнерство: партнерство с равными отдачами и получением, здоровые границы и забота как о себе, так и о другом.

Ключевые слова: сбалансированное партнерство, здоровые границы, сотрудничество, дружба, сообщество. . Это больше похоже на силу водопада или океана, а не на нежный поток. Хотя, тем не менее, даже камни в ручье в конечном итоге изнашиваются потоком воды. Это может помочь вам течь и работать с энергиями, чтобы проявить то, что вы желаете.

Ключевые слова: обуздание энергии, силы, движения, потенциала, проявления, потока, желания

 

22. Ингуз ᛝ — Инг

Ингуз обозначает бога Инг. Он символизирует плодородие, сексуальность, интенсивность и дверь, ведущую домой. Это может помочь с эмоциональным обновлением или работой по духовному исцелению. Кроме того, это может представлять закопанное семя, которое взращивают, прежде чем оно сможет прорасти.

Ключевые слова: плодородие, сексуальность, гармония, эмоциональное исцеление, баланс, семя, потенциал

 

23. Дагаз ᛞ — День

Дагаз означает «рассвет» или день. Он знаменует окончание одного цикла и начало следующего. Это также символизирует духовное осознание и трансформацию, которые приходят с этим.

Ключевые слова: изменение, озарение, осознание, трансформация

 

24. Отала ᛟ — Дом

Отала представляет «дом» или «богатство», но в смысле семьи. Он символизирует важность окружающих, прочный фундамент, на котором можно строить, и вашу связь с прошлым.

Ключевые слова: родословная, наследие, история, основание, наследство

  • Автор
  • Последние сообщения

Языческий Гримуар

Добро пожаловать в Языческий Гримуар, вашу книгу теней и языческих вещей. Узнайте больше о нас и моей предыстории на нашей странице о нас.

Последние сообщения Языческого Гримуара (посмотреть все)

6,3 К
акции

Что такое руны? Узнайте о Старшем и Младшем Футарке

Что такое руны?

Древнескандинавский алфавит, состоящий из рун, назывался «футарк». Футарк имел несколько региональных вариаций. Первоначально он появился в I веке нашей эры. и продолжал меняться с течением времени. Различные германские народы, в том числе готы, англосаксы, фризы и ранние скандинавы, использовали несколько разные рунические алфавиты. В 8 веке основной скандинавский футарк состоял из 24 букв. Этот ранний футарк известен как старший футарк. Его 24 буквы были разделены на три группы или семейства, называемые ættir.

Тайное послание рун

Благодаря своим навигационным навыкам и совершенным ладьям викинги поддерживали свое мореплавание более 300 лет. Но при всем своем могуществе они оставили мало памятников. Вместо этого фрагменты камня, коры и костей, найденные в местах древних поселений, дают ключи к их культуре. Многие из этих предметов исписаны руническими буквами на древнескандинавском языке. Изучите историю рун викингов, древнескандинавского языка символов, составляющих алфавит под названием футарк.

Старший и Младший рунические алфавиты

Древнескандинавский алфавит, который назывался футарк, имел несколько региональных вариаций. Первоначально он появился в I веке нашей эры. и продолжал меняться с течением времени. Различные германские народы, в том числе готы, англосаксы, фризы и ранние скандинавы, использовали несколько разные рунические алфавиты. В 8 веке основной скандинавский футарк состоял из 24 букв. Этот ранний футарк известен как старший футарк. Его 24 буквы были разделены на три группы или семейства, называемые ættir.

Приблизительно 260 из примерно 350 известных надписей Старшего Футарка находятся в Скандинавии. Остальные из континентальной Европы, а некоторые даже с востока, вплоть до Черного моря. Сохранившиеся надписи в Старшем Футарке обычно короткие и появляются на таких артефактах, как украшения, инструменты и оружие. Обычно их находят в могилах и болотах, а также на материалах, которые имеют наилучшие шансы на сохранность, таких как кость и металл. Предположительно, на дереве, коже и других органических материалах были более длинные надписи, но большая их часть утеряна. Примерно 65 ранних надписей, найденных на рунических камнях, появляются в основном в позднем Старшем Футарке или прото-скандинавском периоде и в основном в Скандинавии. Старший Футарк приведен здесь для того, чтобы дать основу для лучшего понимания Младшего Футарка эпохи викингов. Отсюда на уроках и упражнениях преподают Младший Футарк.

Примерно в начале эпохи викингов, в конце 700-х, футарк был сокращен до 16 рун. Этот сокращенный алфавит известен как Младший Футарк. Рунический камень Гёрлев из Зеландии (остров Зеландия в Дании) датируется ок. 900; он сохраняет ранний полный Младший Футарк.

Рунические буквы Младшего Футарка проще, чем Старшего Футарка. Каждая буква Младшего Футарка имеет только одну вертикальную черту или «нотку», и ее можно легко и быстро вырезать. Руны Младшего Футарка называются «рунами с длинными ветвями», потому что они вырезаны сплошными или длинными вертикальными штрихами. С местными вариациями и различиями среди резчиков, 16 длинных рун Младшего Футарка были распространенной формой древнескандинавского письма на протяжении всей эпохи викингов. Как и старший футарк, младший футарк делится на эттиры, но «семейства» короче.

Надписи в Младшем Футарке были найдены во многих заморских регионах деятельности скандинавов, некоторые из них на большом расстоянии от Скандинавии. Например, на севере Гренландии была найдена надпись четырнадцатого века. Руническая надпись, найденная в Исландии примерно в 900 году, была вырезана на каменном пряслице, и в ней владелицей была названа женщина по имени Вильбьерг. Подробные описания рунических письмен также неоднократно упоминаются в сагах. Многие надписи в Младшем Футарке были найдены на Британских островах, а рунические надписи также были найдены даже в Греции и России. Особенно в десятом и одиннадцатом веках Византийская империя и Багдадский халифат были частыми пунктами назначения норвежских торговцев и воинов.

Руны с короткими ветвями обычно встречаются в Швеции и Норвегии. Их популярность росла к концу эпохи викингов и в последующие средневековые века. Руны с короткими ветвями было легче вырезать, чем руны с длинными ветвями, и они часто использовались торговцами в качестве своего рода скорописи. Некоторые надписи смешивают две системы, например, найденные на острове Мэн в Ирландском море, куда поселенцы эпохи викингов прибыли из разных регионов Скандинавии.

Согласные (звонкие и глухие). Поскольку в Младшем Футарке всего 16 букв, отдельные руны часто обозначают более одного звука. Например, рунический знак обозначает согласные звуки 9.0003

/b/ и /p/ и представляют собой /d/ и /t/. Разница в этих похожих звуках заключается в том, что /b/ и /d/ звонкие, а /p/ и /t/ глухие. Как и английские согласные, древнескандинавские согласные звонкие или глухие. Различие заключается в том, вибрируют ли голосовые связки при прохождении воздуха (издавая звонкие согласные) или не вибрируют (издавая глухие). Результатом являются различные звуки, измененные один от другого из-за препятствия свободному потоку воздуха. Например, сравните глухой /s/ в английском «singer» с звонким /z/ в «zinger». Аналогичное различие обнаруживается в звонком ð и глухом þ в произношении одной руны, служащей для обоих звуков. Продемонстрируйте это различие для себя. Приложите кончики пальцев к горлу, когда произносите вышеперечисленные звуки: вы почувствуете гул звонких согласных, а не глухих. Попробуйте также почувствовать разницу при произнесении v и f: v звонкий, а f глухой. Можно предположить, что люди эпохи викингов, которые изобрели и использовали Младший Футарк и его варианты, понимали это различие.

Дополнительные варианты Младшего Футарка появляются ближе к концу эпохи викингов. Например, руны с точками одиннадцатого века добавляли такие звуки, как /e/, /g/ и /y/.

В середине одиннадцатого века расширенный средневековый футарк стал использоваться в Норвегии и некоторых других областях. Иногда его называли «футорк», он включал в себя руны с короткими ветвями. Этот алфавит, как и другие пересмотренные, более поздние рунические алфавиты, продолжали активно использоваться в течение нескольких столетий после эпохи викингов.

После обращения в христианство руническое письмо испытало все большее влияние средневековой латыни. В некоторых случаях руны использовались для вырезания латинских надписей. Одна такая надпись, датируемая концом двенадцатого века, находится на кожаном башмаке из Бергена. В нем есть фраза, известная от Вергилия (Amor vincit omnia, «Любовь побеждает все»), частично написанная рунами с короткими ветвями 9.0003

(omnia:uinciþ:amor, обратите внимание на короткую веточку вместо буквы «i» в uinciþ, «побеждает»). Uinciþ в длинных ответвлениях рун — это руны, часто с вариациями и нововведениями, которые использовались в Скандинавии до раннего Нового времени, особенно в сельских районах.

Написание рунических надписей часто различается из-за различий в произношении, региональных диалектов, личных способностей различать звуки и отсутствия признанного стандарта правописания. Например, gerði, прошедшее время gera, пишется как 9.0003

 на Еллингском камне в этом уроке, но принимает форму шведской надписи Рамсунд.
Подобные варианты написания широко распространены в древнескандинавских рукописях. Например, форма инфинитива глагола gera «делать, делать» в разных рукописях пишется как gøra, gǫra, gǫrva, gǫrwa, giǫrva, giora и gjǫra. Чтобы преодолеть проблему вариаций, ученые приняли стандартизированное древнескандинавское написание для изданий саг, словарей и транскрипций рунического письма. Стандартизированный ON основан главным образом на древнеисландском языке, наиболее консервативном из древнескандинавских диалектов и наиболее известном нам из-за большого количества письменных источников.

Начало работы с древнескандинавским языком

Посетите блог древнескандинавского языка

Добро пожаловать на наш сайт OldNorse.org! Мы стремимся обучать древнескандинавскому языку, культуре и сагам.